ПОТЕНЦИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

В эпоху кризисов везде и во всем, в эпоху переоценки старых идеологий, поиска новых и осознания своих ошибок невозможно пройти мимо народа, правительства и особенно мимо российско-советской интеллигенции и элиты. Но народ сильно ругать нельзя, совесть не позволяет, язык не поворачивается: это все равно, что ругать свою мать, какая бы она ни была — это и твоя, и моя Родина-Мать, и этим все сказано. Правительство во главе с царями, генеральными секретарями или президентами ругать всегда было опасно. А интеллигенцию "поливать" не только можно, но и нужно, потому что заслужила, т.к. что революцию 1917 года, что перестройку 1991 года она делала одинаково плохо. А, следоввательно, и итоги ее что революционной, что перестроечной деятельности — есть исторический суд над этой интеллигенцией.

Интеллигенции свойственно чувство вины перед своим народом, видимо, "чует кошка, чье мясо съела". Поэтому она всегда из кожи вон лезла и лезет в позицию революционного вызова и перестроечной борьбы. Борьба выражает основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала. Изолированное положение интеллигента в стране, его оторванность от почвы, суровая историческая среда, преследования и гонения, отсутствие серьезных знаний и исторического опыта — все это и многое другое взвинтило психологию этой борьбы. Интеллигент временами впадает в состояние героического экстаза с явно истерическим оттенком, выражая свою готовность на всякие жертвы и даже искание их. Ничто так не утверждает психологию борьбы, как внешние преследования, гонения, опасности и даже гибель. А если внешних преследований нет, то интеллигент их себе устраивает сам каким-нибудь купанием, если не в Иордане, то в Москве-реке или в грязной провинциальной луже, или в зоне. Поэтому в России что ни "интеллигент", президент, резидент или генсек, то обязательно зэк, так или иначе, но обязательно репрессированная личность, преследуемый или гонимый человек. Из-за чего они и жизнь в стране патологически по-иному устроить не могут иначе, чем в "зоне" или в лагере: раньше — социалистическом, теперь — капиталистическом. Если мы и дальше не хотим жить в лагере, то для углубления и развития демократических реформ в современной и демократической России было бы весьма полезным, современным и демократичным в законе о выборах предусмотреть пункт, запрещающий избрание хотя бы на важнейшие посты в государстве или хотя бы в Российскую Думу любых репрессированных людей вне зависимости от состава преступлений, репрессий, времени, амнистий и реабилитаций.

По внешней лагерной привычке интеллигенция стремится к коллективизму, к общинности, к соборности, но по внутреннему своему укладу, наоборот, представляет собой нечто антисоборное, антиколлективистское, ибо несет в себе разьединяющее начало индивидуального самоутверждения себя в толпе или в зоне. Индивидуализм становится по отношению к ближним своим в горделивую и вызывающую позу спасителя или повелителя. При всем своем стремлении к демократизму интеллигенция надменно противопоставляет себя "обывателю", обыкновенному человеку. В русской литературе много раз указывалось на духовную оторванность нашей интеллигенции от народа. Она предсказана была еще Пушкиным сначала в образе вечного скитальца Алеко, а затем Евгения Онегина, открывшего собой целую плеяду "лишних" людей, вплоть до Солженицина. Наша интеллигенция ведет свою родословную от петровской реформы и без реформ теперь уже жить не может. Петровская реформа, навязав верхнему слою общества огромное количество, может быть, и драгоценных, но чувственно слишком далеких для страны и народа идей, впервые расколола в нем личность, оторвала сознание от воли, научила сознание праздному обжорству дармовой западной истиной, вместо того, чтобы добывать ее в поте лица у себя дома, как добывается она там, на том же Западе или на этом Востоке.

Нет интеллигенции более атеистичной, чем советская. Российско-советский атеизм усвоен тоже с Запада. Мы его приняли сначала в форме вольтерианства и материализма французских энциклопедистов, затем атеистического социализма, позитивизма, феербаховского гуманизма, марксистско-ленинского материализма, критицизма, а теперь еще и в форме перестроечного кретинизма. На многоветвистом дереве западной цивилизации мы облюбовываем для себя только одну ветвь, а чаще сухой сук, не желая знать всех остальных в полной уверенности, что прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию. Даже отрицательные учения на своей родине, в ряду других могучих духовных ценностей, имеют совершенно другое психологическое значение и исторические последствия, нежели когда они появляются в культурной пустоте и притязают стать единственным фундаментом русского просвещения и цивилизованности. На таком фундаменте нигде и ничего толкового не может быть построено. Наша интеллигенция в своем западничестве и в 1917, и в 1991 годах не пошла дальше внешнего усвоения устаревших социальных идей Запада, причем, приняла их наиболее крайние, гнилые и реакционные формы.

Важнейшим фактором, определяющим характер интеллигенции, является ее особое мировоззрение и связанный с этим духовный склад ее характера, который отчетливо проявляется в духовном столкновении русского интеллигента с европейским мещанством. Законченность, прикрепленность к земле, духовная ползучесть западного быта претит русской душе. Но и западной буржуазии отвратительна и непонятна эта бродячая Русь, эмигрантская и мафиозная вольница, питающаяся еще вдохновениями Стеньки Разина и Емельки Пугачева или, как сейчас, материальными и духовными обьедками уже не только Запада, но и Востока. Известная мечта о Граде Божьем, о грядущем царстве правды под разными коммунал-капиталистическими псевдонимами и стремление к спасению человечества если не от греха, то от страданий составляют неизменные и отличительные особенности русской интеллигенции. Российско-советского интеллигента или, как его еще называют в народе, — совка влечет идеал простой, бесхитростной и убогой жизни. Иванушка-дурачок, "блаженный", своей сердечной простотой и святой наивностью побеждающий всех сильных, богатых и умных — этот сказочный российский герой — был и герой российско-советской, есть и герой российской светской интеллигенции.

Личностей не было и нет. Была и есть однородная масса со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фанатической нетерпимости, потому что каждая личность духовно оскоплялась и продолжает оскопляться еще на школьной скамье. Могла ли эта масса искалеченных душ остаться близкой народу и что-то хорошее для него сделать? Сказать, что народ не понимает интеллигенцию, и тем более, элиту, значит не все сказать. Народ и в прошлой, и в настоящей элите общества не видит нормальных людей. Сонмище больных людей — вот что такое российско-советская элита. Она почти вся поражена неврастенией, в ней почти нет здоровых людей — все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью. Все недовольны: не то озлоблены, не то огорчены, все или за чертой бедности, или за чертой богатства.

Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он плохой учитель, плохой врач, плохой инженер, непрактичный техник, плохой журналист, плохой коммунист и такой же плохой теперь и капиталист, коммерсант, предприниматель или наниматель. Его профессия представляется для него как нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Но получить в современной жизни большие блага можно только обладая солидными знаниями. Кормясь легкомысленными популистскими штампами, долго играть хоть какую-то роль что в жизни, что в политике невозможно, что и демонстрируют все наши правители-повелители. Если вспомнить, какое жалкое образование получает наша молодежь в средних и высших учебных заведениях, станет понятным и отсутствие любви к своей профессии и верхоглядство в любой работе, при помощи которых решаются все вопросы на всех уровнях в государстве. Не случайно в наших бездумных думах, комитетах и советах большинство депутатов, их наставники и помощники не обладают знаниями, с которыми можно было бы приступить к управлению и переустройству России. Они не знают даже, почему теперь по всей России стоят все предприятия, лежит почти все сельское хозяйство, хотя ответ на этот вопрос лежит на поверхности любого заграничного товара, которым теперь завалены и изнасилованы все наши магазины и барахолки, а вместе с ними завалены и изнасилованы и все предприятия, и все люди как в городе, так и на селе. Кто ж работает во время изнасилования? Политический секс и созидательная работа — несовместимы.

Российский интеллигент не довольствуется ролью творца или созидателя чего-нибудь полезного и тем более ролью скромного работника, обыкновенного ИТР и служащего. Его мечта быть спасателем если не всего человечества, то, по крайней мере, своего или, лучше, чужого народа. Каждый спасатель имеет свой способ спасения какого-нибудь отечества, свою программу, обычно списанную на переменке между выборами из программ различных партий и движений, тоже списавших свои программы у других в своем полит.классе или за границей, а потому ничем, кроме физиономий своих лидеров, одна от другой не отличающихся, никого, кроме своих организаторов, не представляющих и никому, кроме их создателей, не нужных. Если все руководящие места в уже существующих партиях заняты, он пишет свою, "пивную" или еще какую-нибудь "хмельную" программу и создает свою "карманную", "банную" или еще какую-нибудь "голую" партию. У подавляющего большинства таких "пивных" партий никакой идеологии нет. У многих их них нет даже благих намерений улучшить жизнь людей, кроме собственных намерений их создателей, лидеров и вождей улучшить свою личную жизнь. Чтобы среди множества этих безидейных, бесцельных и бессмысленных "голых" партий и движений хоть как-то выделиться, нормальных названий уже не хватает, в ход идут червивые "яблоки" и прочие политические "фрукты" не первой свежести с политического огорода московского садового кольца. На очереди обьединение по скотско-звериному признаку. Уже из-под красных, белых и прочих серо-буро-малиновых знамен всех цветов и оттенков выглядывают свинные хари, как недавно весьма интеллигентно выразился один весьма известный российский светско-советский интеллигент.

Нигде в мире общественное мнение не властвует так деспотически, как в России. Крайние правые, левые и прочие мафиозные элементы у нас очень быстро овладевают всем, не встречая на своем пути почти никакого сопротивления со стороны умеренных. Интеллигенция с какой-то лихорадочной быстротой устремляется теперь за правыми также, как в 1917 году, задрав штаны, бежала за левыми. Того, кто является выразителем самостоятельной мысли, окружает и теснит глухая злоба. Из-за этого интеллектуального и морального легкомыслия наши интеллигенты что левую революцию, что правую перестройку делали одинаково плохо. Российская интеллигенция от Радищева до Солженицина хорошо знает лишь только то, что плохо. А как сделать хорошо, она хорошо не знает и знать не хочет. А если потом что и узнает, то или задним числом, или задним умом. "Страшно далеки они и от народа", и от Истины. Будь в Российской империи, в Советском Союзе или теперь в Российской Федерации хоть горсть цельных людей с развитым сознанием, умом, душой и волей — деспотизм, насилие и репрессии равно, как и всевозможные революции, перестройки, показухи и разрухи были бы невозможны. Если русское общество еще живо, то оно должно проявить в себе евразийский духовный потенциал, примирить знание и веру, в российской интеллигенции скрыта соборность, примирение наций и религий, поиск Истины и Бога.

А пока у российской интеллигенции внутри по-прежнему клубятся туманы, ею судорожно движут слепые, хаотичные силы, и сознание оторвалось от почвы, бесплодно расцветает пустоцветом, их личность раздвоена, они утратили способность естественного развития, где сознание растет заодно с волей. Российский интеллигент! Cтань духовно-волевым человеком. Став осознанно-волевым и духовно-интеллектуальным человеком, ты сам поймешь, что тебе делать: кого любить или ненавидеть, во что верить и на кого молиться, чему сомневаться и чего добиваться и как именно.

Интеллигент! Не будь совком! Будь Человеком! Стань истинным евразийским интеллигентом! Стань на евразийскую тропу Истины! Это твой истинный путь, ПУТЬ ВАШИХ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, ТВОЯ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ!

Далее см. РУССКИЙ ДУХ (О русском духе, татарской душе и евразийской духовности) или см.начало

IVA-BLGptenc10"Истина"1989г.Наб.Челны

хостинг бесплатно